История и современность горного велосипеда Печать

История и современность горного велосипеда

Изобретением маунтинбайка (горного велосипеда) человечество обязано группе молодых ребят из Калифорнии, которые ради развлечения установили на обычный дорожный велосипед марки "Швинн" максимально толстые шины. На машине затаскивали его на вершину горы Тамальпас,а затем со всей дури неслись вниз с километровой высоты. Велосипед был очень тяжел. Для того, чтобы забираться в гору на своих двоих, пришлось оснастить его несколькими шестеренками, установить переключатели передач.  Кто бы мог подумать, что безвинная забава молодых хиппи в считанные годы перевернет весь велосипедный мир, превратив ее в целую культуру, стиль жизни миллионов любителей велодвижения.  Первые настоящие горные велосипеды выпустили в США в 1978 году тиражом девять штук по цене $ 750. Несмотря на высокую по тем временам цену, они были мгновенно раскуплены. В 1979 году возникла первая специализированная фирма "Mountain Bikes". С этого момента начался стремительный рост популярности нового изобретения. Наконец-то у велосипеда появилась возможность оторваться от дороги и ехать там, где нравится ездоку. Тон в разработке и производстве задавали американские фирмы TREK, GT, GARY FISHER, CANNONDALE, SCOTT, MARIN, DIAMOND BACK, SCHWINN, KLEIN, YETI, и др. Позднее к ним присоединились ведущие велофирмы других стран: GIANT, WHEELER и MERIDA (Тайвань), PEUGEOT (Франция), BIANCHI (Италия), RALEIGH (Англия). 

Рамы велосипедов изготавливались из легких стальных и хроммолибденовых труб. В дальнейшем вся эволюция развития горного велосипеда пошла по пути предельного их облегчения, повышения надежности и функциональности. Этого удалось добиться за счет применения в велостроении сверхпрочного авиационного алюминия, композитных материалов и титановых сплавов. В 1990 году появились первые амортизационные вилки, а в 1992 году - двухподвесочные велосипеды. 

Объем производства горных велосипедов стремительно увеличивался. В настоящее время более 80 % продаваемых велосипедов - горные. Велосипедный бум, который поразил весь мир, начинает постепенно докатываться и до Украины. Хотелось бы дать несколько советов тем, кто решил приобщиться к этому увлекательному виду спорта, отдыха и развлечения. 

Прежде всего откажитесь от покупки безымянных псевдобайков по цене от 400 до 800 грн. Имея приличный внешний вид, широкие колеса и большое количество скоростей, они принесут Вам скорее огорчение, чем радость. Обратите внимание, я сознательно назвал эти велосипеды безымянными, так как купить продукцию приличной фирмы за такие деньги нельзя нигде. Несмотря на различные наклейки на рамах, в принципе это одинаковые велосипеды, изготовленные, как правило, в странах Юго-Восточной Азии в полукустарных условиях. На них установлено самое дешевое оборудование, которое имеет очень низкий ресурс и разваливается в первый сезон катания. Утверждение "скупой платит дважды" подходит здесь как нельзя лучше. Очень скоро за ремонт Вы заплатите гораздо больше, чем отдали за велосипед. 
История и современность горного велосипедаПопытаюсь представить, что ждет "счастливых" обладателей этого "чуда". Ни о каком удовольствии от езды не может быть и речи. Велосипеды неимоверно тяжелы. Это все же не мотоцикл и мотора там нет. Использование многочисленных скоростей крайне затруднительно из-за неэффективность работы переключателей (особенно переднего). Неприятный треск, соскальзывание цепи с нужной шестеренки, будет вызывать у Вас раздражение, а попытки хоть как-то отрегулировать переключатели ни к чему не приведут. Постоянным спутником Ваших поездок станут люфты колес, кареточного узла и рулевой колонки. Шатуны и педали на дешевых байках имеют поразительное свойство самооткручиваться даже после непродолжительных прогулок. Поэтому, отправляясь в поездку, не забудьте прихватить с собой комплект инструмента, который добавит к весу Вашего двухколесного друга еще пару килограммов. Кроме того, будьте готовы к тому, что оси, конуса и втулки колес могут быть изготовлены из "сырого" металла. Это приводит к супербыстрому их износу. Массу неприятностей могут доставить тормоза. Для остановки псевдобайка требуется недюжинная сила кистей рук. Тормозные колодки также стираются достаточно быстро. А если учесть, что добиться синхронности работы тормозных рычагов очень непросто (одна колодка почему-то постоянно трет по ободу, затрудняя движение), то необходимость их замены возникнет довольно скоро. Несколько слов о резине. Покрышки не обладают хорошими ходовыми качествами и вряд ли протянут пару тысяч километров до полного стирания протектора. 

А теперь о самом главном. Рама велосипеда. Примерно 80 % хода достигается засчет правильно сконструированной рамы. На безымянных велосипедах рамы и вилки изготавливаются из самых дешевых стальных труб, которые не позволяют добиться необходимой жесткости. Геометрия рамы (углы наклона и длина труб) выбирается "на глазок". Прибавьте сюда очень сомнительное качество сварки. При движении на таком велосипеде все раскачивается и скрипит. Ощущение такое, что едешь на кровати. Ну, а если Вам в голову придет безумная идея скатиться на этом велосипеде с крутой горы где-нибудь в лесопарке или, не дай бог, прыгнуть c трамплина ?!!. Откажитесь от этой затеи пока не поздно! Ваш конь может этого не выдержать. В случае поломки рамы, вилки или выноса руля, последствия Вашего полета могут быть непредсказуемыми. 

И еще. Нормальный велосипед необходимо подбирать по росту ездока. У псевдобайков это понятие отсутствует. Продают велосипеды взрослые и детские. А теперь представьте себе на минуту, что Вы заходите в магазин, а там предлагают обувь только 41-го размера. На резонный вопрос, что же делать, если размер не подходит, Вам рекомендуют подгибать пальцы или потуже затягивать шнурки. Люди бывают разные и посадить на один велосипед двухметрового гиганта и невысокого подростка практически не возможно. 
История и современность горного велосипеда
Предположим, что все вышеперечисленные доводы не остановят Вас и единственным критерием при покупке велосипеда остается его цена, тогда советую поддержать отечественного производителя. Несмотря на все недостатки и устарелость конструкции, испытанные "Турист" или "Украина" ничуть не хуже псевдобайков. Они вполне пригодны для поездок до ближайшего пивного ларька, в гараж за машиной и даже для выезда за город по несложному маршруту. Так что-же можно купить? 

Следует обратить внимание на продукцию мировых производителей. О них упоминалось на первой странице. Стоят эти велосипеды дороже, чем безымянные, но здесь, как говорится, трудно промахнуться. Даже самый дешевый байк, стоимостью $ 250 - $ 300 подарит Вам радость от общения с ним. На украинском рынке наиболее широко представлены велосипеды GIANT, SCOTT, GT, SCHWINN. 

Какой-же фирме отдать предпочтение? Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. До недавнего времени наиболее популярны были американские байки с оборудованием фирмы SHIMANO. Они и сейчас имеют миллионы приверженцев. В некоторых странах даже созданы фан-клубы некоторых культовых моделей, таких как GT ZASKAR. Однако в последние годы на велосипедном рынке "американцев" сильно потеснили тайваньские компании GIANT, MERIDA, WHEELLER и др. GIANT даже вышел в лидеры по продаже велосипедов в Европе. 

Делая свой выбор перед покупкой, обязательно проконсультируйтесь у специалиста. Если такового не окажется, что очень часто бывает в наших спортивных магазинах или на рынке, советую обратиться в наш клуб (тел. 0572 47-42-30) или в Отделение маунтинбайка ХГВУФК N1 . Здесь Вы получите исчерпывающий ответ на любой вопрос. Сравните предлагаемые модели и покупайте ту, которая пришлась по душе, наиболее полно соответствует Вашему стилю катания и подходит по росту. На что еще надо обратить внимание? Перед покупкой внимательно посмотрите на надписи на раме. Все ведущие велофирмы логотип и название модели велосипеда наносят краской. Если надпись наклеена липкой лентой, то это скорее всего один из безымянных велосипедов со всеми вытекающими последствиями при эксплуатации. Потребуйте у продавца "фирменный" каталог, чтобы отыскать там выбранный Вами велосипед. Как правило, каждую модель раскрашивают в свой цвет или указывают какие еще цвета могут быть для данной модели. В каталоге можно получить информацию о том, какое оборудование установлено на предлагаемой модели. Об этом полезно знать т.к некоторые недобросовестные продавцы легко могут заменить узлы велосипеда на более дешевые или некачественные. По каталогу можно определить и год выпуска Вашего байка. 

Велосипеды мировых производителей выпускаются в 3-х или 5-ти ростах (в зависимости от модели), очень надежны и неприхотливы в эксплуатации, отлично покрашены и, наконец, имеют безупречный внешний вид.