Натюрморт
3 месяца хостинга при переезде к нам.

Последние комментарии

Google нажатие

Обмен ссылками

Биржа ссылок

Мы вконтакте






Натюрморт Печать

НАТЮРМОРТ


– один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

Натюрморт


В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея. Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность»). В натюрмортах этого вида часто присутствуют часы как символы быстротекущего, неумолимого земного времени, как эмблема преходящего земного существования. Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть». Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями (де Хем), светильниками с горящей или догоревшей свечой (Доу). На тщету земных наслаждений указывают игральные карты, курительные трубки (Класс). Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания с надписями типа «моменто мори» («помни о смерти»). Имеется много других примеров олицетворения раздумий над смыслом человеческого существования.

Историческое разнообразие натюрмортов определяется тем, что они фигурируют как специфическое проявление художественных стилей и национальных школ в их исторической эволюции.

Это можно проиллюстрировать на примере русского натюрморта 18 – начала 20 вв. 18 в. характерен различными вариантами «обманок» с натуралистическим эффектом иллюзорности, например, имитацией книг для «ложных шкафов». С 1830 – отход от классицизма, поэтическое восприятие повседневного частного быта (Венецианов). Другая линия – академический декоративный натюрморт (Хруцкий). Пытаясь обновиться, академизм монументализирует натюрморт (Сверчков), а салонное искусство мещанского толка идет по пути безвкусного сочетания декоративности «красивых вещей» и пестрых букетов с натурализмом в трактовке деталей (К.Маковский). Реализм 19 в. отличает внимание к естественности композиций (Репин), эмоциональной трактовке вещей (Поленов), национальной характерности (Суриков), к лиризму настроения (Левитан). Натюрмортам русских импрессионистов Коровина и Грабаря присуща «пейзажная» трактовка предметов. Художникам «Голубой розы» и «Золотого руна» (Кузнецов, Сарьян, Сапунов) свойственна тяга к общим символам идеального мира и покоя. Представители «Бубнового валета» (Кончаловский, Машков, Лентулов и др.) под влиянием сезаннизма, кубизма и лубка стремились создавать монументальные образы вещей.

В искусстве русского авангарда натюрморт становится удобным полем для экспериментирования. Оставаясь в рамках «архетипа» жанра, художники смело нарушают его основные каноны. Вещи выходят за свои границы и перестают быть равными себе. Они растворяются в свете и цвете, в излучении энергии, уплотняются в сгустки материи и объемов, рассыпаются на множество осколков плоскостей и граней. За этими экспериментами стоит стремление авторов выразить в своих «предметных» композициях представление об окружающем мире и собственной личности.

В 20 в. происходит размывание границ вещей внутри натюрморта и размывание границ самого жанра. Он часто сближается с пейзажем, интерьером, картиной. И наоборот, в пейзажах, портретах наблюдается тенденция к «натюрмортизации».

Характеризуя натюрморт в целом с эстетической точки зрения можно утверждать, что такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Категории комического и трагического не характерны для этого жанра.

Евгений Басин

Чтобы профессионально сфотографировать натюрморт нужно немного потрудиться.


Выражение «натюрморт» происходит от французского слова мёртвая природа. В изобразительном искусстве это выражение обозначает изображение совершенно разных неодушевлённых предметов. Это могут быть предметы повседневного быта, украшения, плоды, овощи и многое другое.
Методами фотонатюрморта не только реализовывается выразительное воссоздание разнообразных объектов с присущими только им особенностями, что возбуждает совершенно определённые ассоциации, но и решаются более сложные, истинно художественные задачи, когда, например, с помощью определённых предметов воссоздаются самобытные картины из жизни, а также повествуется о человеке, который отсутствует в кадре. Как у самостоятельного жанра художественной фотографии у натюрморта имеются определённые задачи, свои темы и сюжеты, в которых никогда не бывает недостатка.

При съемке натюрморта применяются все известные на сегодняшний день средства фотографии: это и световое и колористическое решение, и всевозможные приемы композиции. Но как не правы те, кто считает, что натюрморт самым простым жанром фотографии. Здесь как нигде более необходима тщательная и точная работа фотографа со светом, потому что, только выбрав правильное освещение, можно чётко передать на снимке шероховатость или гладкость предметов и их пространственное расположение. Крупноплановое изображение предметов на снимке, соответствующее их облику в реальной жизни, возможно только тогда, когда правильно установлены осветительные приборы и удачно подобрана композиция кадра. Поэтому считается, что освоив технику освещения при съёмке натюрморта, у фотографа не будет проблем с этим при других работе в других жанрах фотографии. При съемке натюрморта для получения интересного по тональности и световому решению снимка почти всегда хватает одного источника света, и неважно применяется естественное или искусственное освещение.

Для съемки незначительного по размерам натюрморта можно применить направленный свет, ведь у такого сюжета нет ни глаз, ни подбородка, поэтому отсутствуют проблемы, связанные с возникновением на снимке соответствующих теней. Однако на окружающих плоскостях могут появиться нежелательные блики, а тени, образовываемые источником света, расположенным несколько левее и выше камеры, совсем не нужны. На предмете, употребляемом для создания фона (обычно это рулон бумаги), могут проявиться все недостатки – складки, ямки, бугры. Освещение, как и в случае съемки портретов, можно существенно усовершенствовать, используя большой полупрозрачный зонтик.



Исключение составляет рекламная фотография, представляющая собой узкое направление в жанре натюрморта, где требуется равномерное освещение всех рекламируемых предметов и где могут применяться несколько источников освещения.



Чего при работе в жанре натюрморта хватает с избытком, так это предметов, тем, сюжетов и мест съёмки. На примере фотографии, которую можно назвать «Чашка с бусами» это очень хорошо видно. Также хорошо показан на этом снимке и выбор освещения и что используется один источник света.

Особенный подход при съёмке натюрмортов должен быть к выбору фона. Дело в том, что почти всегда плоскость, на которой располагаются предметы, предназначенные для фотографирования, и фон разделены горизонтальной линией, которая делит снимок на две части и мешает целостному восприятию его. Чтобы ликвидировать эту проблему необходимо выбирать более высокую точку съёмки или сделать так, чтобы предмет, используемый в качестве фона, плавно изгибаясь, переходил из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Немного поговорим про технику съёмки.

Снимать натюрморты можно самыми разными камерами, а также объективами с различными фокусными расстояниями, этот вопрос целиком зависит от технического оснащения и творческого подхода фотографа. Необходимая при фотографировании натюрмортов большая глубина резкости и высокая разрешающая способность достигаются диафрагмированием объектива до значения 1:8 или 1:11. Для обеспечения высокой резкости для сохранения на снимках естественной фактурности предметов необходимо применять фотопленку минимальной светочувствительности, что ведёт к увеличению выдержки и как следствие требует закрепления фотокамеры на штативе. Применение штатива при съемке натюрморта желательно ещё по той причине, что так благоприятнее выполнять компоновку кадра, ведя наблюдение за предметами съёмки через видоискатель и ища самое удачное место для каждого из них.
Композиции, имеющей в жанре натюрморта первостепенное значение, характерны несколько общеизвестных закономерностей.
Во-первых, расположение рядом чёрного и белого, изобилие резких, ломаных линий приводят к ощущению борьбы и драматизма.

Во-вторых, темнота на снимке, притягивающая взгляд, всегда является таинственной и тревожной. И наоборот, обилие света, плавные округлые линии успокаивают и радуют глаз.

В-третьих, эмоциональное построение композиции должно быть в соответствии с сюжетом снимка.
И в заключении несколько слов на финансовую тему. Фотографии натюрмортов широко применяются в полиграфической промышленности для создания всевозможных каталогов, буклетов, календарей. Так что у опытного фотографа, работающего в жанре натюрморта, есть все шансы улучшить своё благосостояние. Миллионы здесь, конечно, получить трудно, но на новую камеру заработать вполне реально.

 

 

Наш хостинг

Идеальный выбор начинающих и небольших сайтов
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
При полном или частичном копировании материалов, ссылка на сайт www.alfawebstudio.ru обязательна !